Обзор объектива Canon EF 24-105mm F4L IS II USM |
21.08.2017 | |
Объектив Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM - конструкция и основные особенностиОбъектив Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM отличают •универсальный диапазон фокусных расстояний; ВведениеОбладатели фотоаппаратов Canon давно знакомы с предыдущей версией этой модели — Canon EF 24-105mm f/4L IS USM. Это отличный универсальный объектив, резкий, с удобным диапазоном фокусных расстояний. Благодаря удачному соотношению цены и возможностей Canon EF 24-105mm f/4L IS USM стал одним из самых популярных зумов для полнокадровых камер Canon. Но прогресс не стоит на месте, и новые камеры Canon EOS 5D Mark IV, EOS 5DS и EOS 5DS R предъявляют более высокие требования к разрешающей способности и резкости оптики. Поэтому в последнее время в модельном ряду Canon всё чаще появляются объективы с индексом II или даже III в названии. Один из них — новый Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM. Это полностью переработанная версия популярного универсального зума для полнокадровых фотоаппаратов: у него выше резкость, лучше бликозащита, ниже уровень аберраций. В новой версии также была повышена эффективность оптического стабилизатора. КонструкцияВнешнее сравнение с предшественникомВнешне новый Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM очень похож на предшественника — EF 24-105mm f/4L IS USM. Лишь кольца фокусировки и зума стали чуть шире и ухватистее. Внешние детали корпуса выполнены из пластика, байонет — металлический. Диаметр объектива не изменился — 83,5 мм, как и диаметр резьбы для светофильтров — те же 77 мм. Длина нового объектива — 118 мм, вес — 795 г, то есть по сравнению с прошлой моделью EF 24-105mm f/4L IS II USM стал совсем немного длиннее и тяжелее. Центр масс объектива, в том числе в положении 105 мм, находится близко к камере, поэтому снимать можно даже одной рукой. Держать камеру с этим объективом комфортно. Выключатели автофокуса и стабилизатораНа корпусе слева размещены выключатели автофокуса и стабилизатора. Справа — блокировка зума. Она включается в положении кольца зума 24 мм и блокирует перемещение выдвигающегося переднего линзоблока. По центру расположено окошко со шкалой дистанций фокусировки. Бленда Canon EW 83MБленда Canon EW 83M входит в комплект поставки. Она выполнена из толстого матового пластика, имеет четырёхлепестковую форму и снабжена кнопочным фиксатором, благодаря которому крепится на объективе легко и надёжно. Canon E 77IIУлучшена передняя крышка объектива — Canon E 77II. Благодаря новой конструкции замков, снять или установить крышку можно даже в перчатках и при надетой бленде. Защита от влагиКак и положено оптике топовой L-серии, Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM надёжно защищён от дождя и пыли. На погружение в воду объектив не рассчитан, но дождь и снег переносит спокойно. Новая оптическая схемаВ EF 24-105mm f/4L IS II USM применена новая оптическая схема, которая состоит из 17 линз в 12 группах и содержит четыре асферических элемента, образующих пять асферических поверхностей. Изменения в оптической схеме призваны снизить виньетирование, уменьшить дисторсию, обеспечить высокие показатели микроконтраста и разрешающей способности. Для снижения вероятности появления ореолов из-за внутренних переотражений линзы покрыты новым просветлением ASC — Air Sphere Coating. Передняя и задняя линзы дополнительно имеют фтористое покрытие, которое противодействует прилипанию грязи и влаги к внешним поверхностям и облегчает их очистку. Скруглённая диафрагмаПо сравнению с предшественником в диафрагме нового объектива прибавилось лепестков — теперь их 10 вместо 8. Скруглённая диафрагма обеспечивает более мягкое боке с бликами правильной формы. ФокусировкаЗумированиеХод колец фокусировки и зумирования плавный и ровный, без рывков. При некотором навыке можно снимать видео с плавным зумированием, но придётся следить за резкостью, поскольку при изменении фокусного расстояния фокусировка немного сбивается. Кроме того, при зумировании объектив довольно ощутимо шуршит (ведь в его конструкции применяются пыле- и влагозащитные уплотнения), что тоже придётся учесть при видеосъёмке. В положении зума 105 мм объектив длиннее на 4 см, чем в положении 24 мм. При фокусировке движется только шкала расстояний в прозрачном окошке, передний линзоблок не вращается, размер объектива остаётся без изменений. АвтофокусПрименение USM-мотора позволяет осуществлять доводку фокуса после автофокусировки непосредственно вращением кольца, без отключения автофокуса. Автофокус быстрый: менее чем за секунду прогоняет весь диапазон дистанций от 45 см до бесконечности и обратно. Скорости автофокуса достаточно, чтобы при серийной съёмке с частотой 7 кадров в секунду второй снимок в серии всегда получался резким при старте из любого положения шкалы расстояний и без предварительной фокусировки. Автофокус работает практически бесшумно, характерный шелест различим только в полной тишине. Стабилизатор вообще не издаёт существенных посторонних звуков. Съёмка крупным планомМинимальная дистанция фокусировки составляет 0,45 м при любом положении зума. В положении 105 мм максимальный масштаб — х0,24. Для полноценной макросъёмки этого не хватит, но для съёмки крупным планом объектов размером с кредитную карту — вполне достаточно. Стабилизация изображенияУлучшение стабилизатораУ Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM значительно улучшен стабилизатор. В старой версии объектива он обеспечивал съёмку без смаза на выдержках, превышающих критическую на 2,5 ступени. В новом объективе стабилизатор может обеспечить выигрыш в 4 ступени выдержки. Оптический стабилизаторИспытания в реальных условиях подтвердили, что оптический стабилизатор новинки позволяет получать высококачественные изображения при съёмке с рук при выдержках до ½ секунды в положении 24 мм и до ⅙ секунды в положении 105 мм. Таким образом, эффективность стабилизатора действительно равна 4 ступеням выдержки во всём диапазоне фокусных расстояний. Благодаря этому можно снимать на длинных выдержках без смаза даже камерами с большим количеством мегапикселей (например, Canon EOS 5DS и EOS 5D Mark IV). Качество изображенияОбщее описаниеДля наиболее полного раскрытия возможностей мы тестировали объектив в паре с новым Canon EOS 5D Mark IV, оснащённым 30-мегапиксельным сенсором. Именно этот фотоаппарат со временем станет основной «рабочей лошадкой» профессиональных фотографов и часто будет работать в паре с Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM. Независимо от установленного фокусного расстояния качество изображения можно охарактеризовать как весьма высокое, сопоставимое с тем, что дают объективы с постоянным фокусным расстоянием. Новый объектив демонстрирует более равномерную резкость по полю кадра даже на открытой диафрагме, а в крайних положениях зума — более низкую хроматическую аберрацию. Фокусное расстояние 24 ммВ положении 24 мм на открытой диафрагме объектив демонстрирует заметное виньетирование, что вполне предсказуемо — таковы законы оптики. По мере диафрагмирования затемнение по краям ослабевает, хотя и не пропадает полностью. Хроматическая аберрация заметна, но сильной её назвать нельзя — ширина цветовой каймы не превышает 5 пикселей на 30-мегапиксельном изображении. Разрешающая способность высока: на тестовых снимках различимы отдельные иголки на соснах и тонкие веточки деревьев в сотне метров от камеры. РезкостьРезкость уже на открытой диафрагме достаточно высокая по всему полю кадра, включая углы. По мере диафрагмирования она дополнительно усиливается и выравнивается, достигая максимума при значениях f/5.6–8. При дальнейшем закрытии диафрагмы резкость закономерно (но не сильно) снижается из-за дифракции. Бочкообразная дисторсияПрямые линии искажает бочкообразная дисторсия, довольно умеренная по меркам широкоугольных зумов. Она легко исправляется программно. Вид бликов и ореоловПо мере закрытия диафрагмы изменяется не столько резкость и детализация, сколько вид бликов и ореолов. Среднее положение зумаВ среднем положении зума (фокусное расстояние 50–70 мм) виньетирование невелико на открытой диафрагме и становится пренебрежимо малым при диафрагме f/5.6, а хроматической аберрации практически не видно при любом значении диафрагмы. Резкость равномерна по всему полю кадра. Она высокая при f/4, но растёт до чрезвычайно высокой при относительном отверстии f/8 и незначительно снижается из-за неизбежной дифракции лишь при дальнейшем закрытии диафрагмы. Таким образом, в среднем положении зума EF 24-105mm f/4L IS II USM представляет собой практически идеальный объектив: равномерно резкий и свободный от искажений. Фокусное расстояние 105 ммВ другом крайнем положении зума — 105 мм — хроматическая аберрация вновь заметна, а дисторсия становится слабой подушкообразной. На открытой диафрагме резкость высокая и лишь по краям снимка немного снижается. Как и в широкоугольном положении, при диафрагмировании она постепенно выравнивается по полю кадра и растёт до значения f/8. Далее, по мере закрытия диафрагмы, резкость несколько снижается из-за дифракции. Такое поведение характерно для всех объективов, однако положительная черта Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM в том, что резкость высокая и довольно равномерная даже на открытой диафрагме. В целом она слабо зависит от степени закрытия диафрагмы. Контровый светПокрытие ASCБлагодаря покрытию ASC, которого не было у предыдущей модели зума, Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM чрезвычайно устойчив к контровому свету. Это свойство важно для пейзажной съёмки и особенно важно — для репортажной, поскольку при такой съёмке фотограф зачастую не может свободно выбирать точку съёмки, а яркие объекты встречаются в кадре очень часто. Происходит это, например, при съёмке концертов, а также на официальных мероприятиях с участием телевидения, где используется очень мощная подсветка. ТестированиеВ нашем тестировании наиболее яркие блики удалось поймать только в телеположении, и то лишь когда мощный источник света располагался близко к центру кадра. Это сложнейший сюжет для любого объектива. Во многих других объективах лобовой свет от прожектора электропоезда образует гораздо более яркие блики, иной раз видимые даже днём. Здесь фокусное расстояние уже не 105, а 46 мм. Блик от прожектора есть, но практически незаметен. БокеОбщее описаниеБоке у Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM очень «правильное»: блики в зоне нерезкости округлые, ровно заполненные, не имеют ярких каёмок. Нет никаких раздражающих двоений, эффекта чешуи тоже не образуется. Боке очень мягкое и приятное, что особенно ценно для зум-объектива. Размытие фонаФон равномерно размывается пропорционально удалению от камеры. Пожалуй, именно таким боке и должно быть у профессиональной оптики общего назначения: не слишком узнаваемое, но при этом мягкое, приятное и нейтральное по своему характеру. Невысокая светосила объективаНевзирая на сравнительно невысокую светосилу объектива, при съёмке на открытой диафрагме размытие фона присутствует независимо от дистанции, фокусного расстояния и сюжета. Это важно не только в художественной съёмке — размытие фона придаёт снимку дополнительный объём. Эффект боке заметен в этом примере, хотя фокусное расстояние всего 38 мм. Фокусное расстояние 105 мм ЗаключениеИтогоCanon EF 24-105mm f/4L IS II USM — профессиональный инструмент с удобным диапазоном фокусных расстояний и высоким качеством изображения. Основные его преимущества перед предыдущей версией — весьма заметный шаг к оптическому совершенству и более эффективный стабилизатор. Особенно полезен Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM будет тем фотографам, которые уже снимают или собираются снимать камерами высокого разрешения, такими как Canon EOS 5DSR и 5D Mark IV. При съемке видеоПри съёмке видео зеркальными камерами Canon объектив Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM также будет удобен за счёт постоянной светосилы и бесшумного привода автофокуса. Кроме того, особенно выигрышным для видеографов окажется единообразный характер изображения на всех фокусных расстояниях. Это обеспечивает монтажное единство видеоряда независимо от использованных фокусных расстояний. Тем, кто только собирается купить полнокадровую камеру, Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM пригодится и как высококлассный объектив для повседневного использования, и как задел на будущее. Хотя близкий по свойствам Canon EF 24-105mm f/4L IS USM дешевле, переплату за Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM нельзя назвать большой — существенно улучшенные оптические качества, аккуратный рисунок в зоне размытия и эффективный стабилизатор стоят своих денег. |